Вход
e-mail:
Пароль:
 
  Забыли пароль?
 Методология в России Вход Регистрация Архив сайта

Цитата месяца

«Однажды я заметил Райху, что у меня есть определение счастья. Он поднял брови, посмотрел на меня насмешливо и спросил, как я это понимаю. Я ответил: «Счастье есть осознание роста». Его брови опустились, и он прокомментировал: «Неплохо».

                                                                                       А.Лоуэн «От Райха к биоэнергетике»

 

Колонка редакции

Содержание журнала

Summa

Версия для печати

Старчевский Ю.

Рефлексивная игра "Ключевые команды-3"

Решение принять участие в игре, было принято мною в достаточно сжатые сроки. Основным стимулом для принятия решения стала информация об участие  в рефлексивной игре народных депутатов, представляющих одну из известнейших ФПГ Украины. Лучшего объекта для моего политтехнологического замысла, который я хотел проверить в игре, трудно было бы и представить.

 

По мере приближения к базе мои мысли все больше и больше заполнялись смыслом игры, игротехники и мощнейшем потенциале этого уникального метода.

 

Около пяти лет назад мне уже пришлось принимать участие в рефлексивной игре  «Ключевые фигуры-1», проведенной компанией «Медиа-Ключ».  Мое первое участие в рефлексивной игре было совершенно незапланированным – мне просто сказали «хочешь поехать?». И я поехал.

 

Вспоминая первую игру, всплывает на память, что было крайне тяжело. Привычные стереотипы поведения, морали и понимания, встретившись с жесткой и хитрой позицией профессиональных бизнесменов и политиков, разбились вдребезги. В первой игре меня «размазали» так, что для того чтобы «выжить» пришлось сделать неимоверное усилие над своей психикой, перепрыгнув буквально через самого себя, свои недостатки и принципы тянувшиеся за мной из жизни научного сотрудника института.

 

На четвертый день игры несколько часов я находился в психологическом нокауте колеблясь между желанием покинуть игру или все-таки разобраться в сути происходящего. Пересилив внутреннюю слабость я все-таки ввалился в какую-то команду вернувшись в игру. И буквально в последние часы своей первой игры я вдруг увидел природу игротехники! Все унижения и трудности, размышления и попытки осознать происходящее не пропали даром. В развернутой картине перед мною открылся смысл рефлексии человека. Применив тут же полученный опыт я увидел, как от нескольких слов взорвалась конструкция, которая строилась игроками пять дней. Почувствовав на уровне интуиции глубинные противоречия внутри доминирующей группы, которая, кстати, перед этим реально «сделала» всех  и бросив в эту точку всего несколько фраз – я с удивлением увидел, как казалось бы монолитное ядро опытных управленцев взорвалось и разлетелось вдребезги.

 

Вскоре после КФ-1 я провел первое испытание некоторых элементов игротехнической методологии в политическом предмете. С огромным чувством удовлетворения я наблюдал как упакованные политические смыслы, запущенные через СМИ, на следующий день распаковывались через известнейших политиков. 

 

К 2006 году в моем распоряжении уже была испытанная рефлексивная политтехнология, которую я, как наемный политтехнолог, попытался реализовывал в Одессе для Партии регионов. Тогда-то я понял, почему имея самый высокий рейтинг, Партия регионов умудрялась несколько раз потерять власть прямо из рук. В условиях, когда результат на уровне города заранее покупался, никому не нужны были ни многоходовки, ни конфликтные конструкции, хотя взять можно было бы намного больше, как в масштабах страны, не говоря уже об Одессе. Ясно стала видна вся неэффективность нынешней политики и власти, использование власти, как допотопного орудия для выкачивания денег и удовлетворения потребности доминирования над другими.

 

С этого момента я поставил для себя цель найти механизмы целенаправленного изменения власти и политики.

 

В течении двух лет я публиковал политические статьи на Украинской правде, в газете 2000 и других изданиях отшлифовывая метод информационного воздействия. В своих материалах я выворачивал действующую систему наизнанку, показывая всю низменность, примитивность и неэффективность существующей системы. Однако, этот монстр – украинский политикум, ведущий внутри себя бескомпромистные войны за ресурсы, оказался абсолютно неуязвимым со стороны экспертного сообщества и общественности.

 

В этот момент, уже подъезжая к базе, я еще раз точно осознал, зачем мне необходима игра Ключевые команды-3 и что я хочу получить в итоге. В течении пяти дней я погружусь со своим замыслом в мир чистого смысла и чистого действия в попытке найти себя, найти технологию трансформации власти и политики.

 

Как бы я описал игру. На мой взгляд, игра создает  некое иное пространство взаимодействия между людьми и командами, буквально срывая барьеры и препятствия окружающие нас в реальной «не игровой» жизни. Попадая в мир игры и лишаясь привычных инструментов, которые человек или группа людей применяют в реальной жизни, игрок вынужден заново придумывать как смысл своего игрового бытия, так и способ его воплощения, сталкиваясь при этом с замыслами и действиями всех остальных участников процесса.

 

Лишившись привычного кресла, офиса, оборудованного письменного стола, телефона «наверх», юриста, секретаря и большинства остальных атрибутов обычной жизни и  власти, зависая буквально в пустоте необходимо заново замыслить и воплотить то, что увлечет и соорганизует остальных игроков или наоборот сделает их непримиримыми врагами и соперниками. А иначе или бегство из игры или позор поражения.

 

Входя в игру команды и игроки привносят в нее свои жизненные методы и подходы решения коммерческих  или политических вопросов, эффективности внутригрупповой и межгрупповой коммуникации, социально-культурные особенности. Эти индивидуальные и командные способы и подходы к замысливанию и реализации деятельности в начале  игры остаются точно такими же, какие использовались участниками до игры. Методологическое осмысливание самих себя в смоделированном игротехниками игровом мире, позволяет не только оценить свои силы  и возможности для реализации своего или командного замысла, но и узнать намного больше о природе человеческих действий и взаимоотношений, перенося эти новые знания и опыт в дальнейшую жизнь после игры.

 

Поселившись в свою комнату на базе отдыха и поужинав я провел первые коммуникации с теми, кого я не знал лично, в попытке побыстрее распознать свойства остальных участников проекта.

 

Вскоре я уже владел информацией о количестве тех, кто раньше уже принимал участие в рефлексивных играх МК. В категорию много раз принимавших участие также входили и депутаты, которых я заранее замыслил как объект для своего воздействия. Это игранные – т.е. те кто за первым же словом или действием уже ищет скрытый замысел или цель собеседника, действуя абсолютно аналогично или еще более изощренно в обратную сторону.

 

В 21 00 игротехник Сан Саныч Буданцов запустил игру или правильнее сказать, официально объявил о начале игры. Запуск игры прошел по теме текущего финансово-экономического кризиса. Актуальность и резонансность этой темы позволила быстро запустить процесс общения между игроками и игротехниками. Не говоря уже о том, что «игранные» прекрасно понимали разницу между предметным и управленческим уровнями – т.е. то, что тема кризиса это всего лишь затравка. Настоящий кризис наступит позже.

 

Итак, выложив перед нами тему, списки команд и некоторые правила внутриигровой жизни игротехники попросили команды через час представить на общем собрании название группы, цель группы и девиз – и понеслось…


В нашей команде оказалось шесть человек, четыре из которых играли в игры МК не менее трех раз. Путем мозгового штурма сформировали цель команды, название и девиз - «Бороться и искать, найти и перепрятать». Назвались «Сталкером». Цель команды – «реализовать деятельность необходимую для игры». Цель команды  решили явно на пленуме не озвучивать.

 

На первом игровом пленуме заявились команды: «Час Ч», «13», «Сталкер», «Преобразователь». Каждая из команд приняла участие на пленуме выложив на обозрение и критику всех остальных свой первый игровой материал. Депутатская группа «13» заявила, что собирается делать из себя команду. Час Ч заявили о намерениях переводить неулыбчивое состояние своей команды в улыбчивое с  преобразованием нарисованного маленького мешка с деньгами в большой. «Сталкер» - выдал название и девиз. Самыми загадочными оказался «Преобразователь» - выдав на форуме вообще что-то неудобоваримое. Команды задавали друг другу вопросы, по докладам, выступили с мнениями и разошлись по своим рабочим комнатам.

 

Следующий день игры ясно показал, что никто никому не доверяет. Команды на межкомандную коммуникацию шли крайне осторожно, напряженно вдумываясь, какую кто замыслил хитрость по отношению к ним. Нарастало всеобщее подозрение.  Внутри команд также усиливалось психологическое давление между участниками. В первый же день я понял, что моему замыслу угрожает не сила внешнего противника, а возможный развал моей группы, которая благодаря игротехникам была напичкана «игровой» энергетикой и гудела противоречиями. Большинство из «Сталкера», судя по количеству сыгранных игр, обладали соответствующим игровым опытом, что тут же выражалось в глубинном недоверии другу и ожидания чего-то неожиданного.

 

Доклады на пленумах первого дня граничили от можем все для разрешения кризиса, до не можем ничего - нуждаемся в помощи. фото 1, фото 2. Мы же постепенно с каждым новым докладом распаковывали тему кризиса, старясь не выскакивать из основной темы, которую завесили наиболее уважаемые всеми игротехники. фото 1, фото 2, фото 3.

В целом, все пытались друг друга завлечь в свой замысел, с минимальным результатом. Возможно, это выглядело бы в обычных условиях даже очень смешно, если бы не круглые суммы, которые выложили участники и команды за участие в игре. Баланс между потраченными деньгами и образующимся в процессе работы результатом придавал атмосфере некий аромат грозы и кризиса.

 

Весь первый день прошел для меня в сглаживании внутренних конфликтов внутри команды и попытках запуска процесса нужного мне проявления команды «13». Особенно стало тяжело, когда одна из участниц команды стала проявлять строптивость по отношению ко всем остальным. Эта женщина не участвовала ранее в играх, и сразу не совсем поняла, что происходит вокруг нее. Но я знал, точно, что если ее вытурят, команда развалиться и запустятся процессы, когда мы начнем уничтожать друг друга. Тогда прощай замысел. Искать себя в новой команде будет намного сложнее. Буквально за несколько шагов до кризиса команда приняла решение не выдворять мешающего и начинающего бунтовать человека, а по мягкому его проигнорировать, сохранив внутри благоприятный психологический климат. С этого момента процесс соорганизации «Сталкер» приобрел позитивную динамику и я смог продолжить воплощение замысла относительно депутатской группы «13».

 

Чтобы запустить свой проект пришлось ждать два дня. На каждую осторожную попытку завесить тему о необходимости проведения замышленного мною антикризисного круглого стола команда набрасывалась с вопросом – зачем. Два тяжелых первых дня команды измывались друг над другом разнообразными докладами, проектами и вопросами, цель которых заключалась в попытке вытащить кого-либо к коммуникации и действию. Во второй половине второго дня в атмосфере стала витать всеобщее недоумение, раздражение и усталость. Единственное нормально межгрупповое действие, которое произвели опытные «13» - это поэксплуатировать «Час Ч» для проведения социсследования. Но вскоре и сами игроки из «Час Ч» понял, что их использовали и грустно насупились. Наконец-то вопрос антикризисного круглого стола всплыл сам собой и мы начали проводить подготовку к его проведению.

 

Доклады вечернего пленума второго дня как нельзя лучше подходили под наш анализ кризиса в игре с предложением провести альтернативный разбор ситуации за круглым столом, который мы назначили сразу после вечернего пленума. рис 1, рис 2, рис 3.

Для того чтобы усилить у участников нужное понимание пришлось после каждого кризисного доклада остальных участников еще раз заявлять о кризисе. Созданный кризисный смысл попал в точку.  Наконец-то уставшие от неэффективной игровой жизни команды пришли на круглый стол. С этой минуты процесс игры пошел по нужному сценарию.

 

Уже через двадцать минут межкомандного обсуждения проблем команд почуяв, что появился конкурирующий центр инициативы депутатская группа попыталась сломать процесс взаимодействия. Учитывая их напористость и нежелание остальных участников ввязываться в драку на нашей стороне им даже удалось внести деструктив в работу, от которого наш круглый стол через минут пятнадцать – двадцать захлебнулся превратившись в хаотическое движение людей. Но главная цель была достигнута. Ясно проявился основной деструктор игры. Следующий шаг – закрепить  негативный  имидж о деструкторе и провести его блокирование основными участниками.

 

Следующий день начался с методологической лекции игротехников. Они изложили методологию осмысления. Помогло, уставшие от жесткого интеллектуального напряжения игроки «запустились». В общем, сказали следующее: - «разделяйте что такое  - говорить и что такое действовать». Для работы дали целый день. Вечерний пленум назначили на девять часов вечером.

 

Этот день прошел намного более интересно и эффективно. Первым делом мы запустили механизм психологического давления повесив на всеобщее обозрение отчет о проведении круглого стола. Назначили на 14-30 новый круглый стол по вопросам избытков и дефицитов команд. Обошли команды с плакатом о нашем предложении. Идея сработала, запущенный вчера процесс явно пришелся участникам по вкусу.  Пытались сопротивляться только группа «13». Все спрашивали: «а кто отвечает за процесс?», «а будут ли опубликованы материалы круглого стола?» и т.д. Но соскользнуть им не удалось. Они понимали, что если команды начнут взаимодействие без них, то они могут в конечном итоге остаться ни с чем.

 

Для предотвращения возможной тревоги со стороны других участников передали управление круглым столом представителю другой команды, согласовав с ним предварительно программу.

 

В 14 30 на заявленный круглый стол пришли представители уже не 4-х, а пяти команд. «Преобразователь» разделился на две команды. Представитель от депутатской команды «13» по прежнему ломал процесс муссируя смешной вопрос о возможности или невозможности вывешивания материалов круглого стола. На что я заявил, что это непринципиально, т.к. результатом работы круглого стола может воспользоваться только  заинтересованная в этих результатах команда. Увидев, что мое мнение перекрыло его инициативу он угрюмо замолчал и команды начали работать.

 

Не стоило вчера депутатам так лихо ломать проведение первого круглого стола. После их доклада со всех сторон посыпались реплики сравнения некоторых личностей и команд с катками, закатывающими нежную зеленую поросль в асфальт. Этого позора представители депутатов долго выдержать не смогли и вскоре, сославшись на важную встречу, сбежали. Их гонец принес их требования по публикации материалов и назначения круглого стола по требованию одной или более команд, но было уже поздно. Большинство высказало однозначное «фэ» такому поведению столь уважаемых людей и занялись дальнейшей работой. Круглый стол определили как постоянно действующий. На вечерний пленум договорились сделать общий доклад в формате круглого стола по вопросу «каток и молодая поросль».

 

Вернувшись в группу и протестировав моральный климат нашей команды, которая не вся приняла участие в круглом столе, я понял, что нужно постепенно притормозить свой участие в круглом столе в пользу одного из самых опытных участников моей команды и принять большее участие в работе внутри группы. Мы торжественно сообщили команде о результатах работы Круглого стола и о подготовке общего доклада на вечернем пленуме. Помимо общего доклада решили вынести на вечерний пленум командный доклад «бизнес проект «Экологические продукты питания Украины» - как результат осмысленной соорганизации ресурсов участников команды. Запланировали на завтра провести еще один круглый стол по теме «Финансовая независимость в зазаборной жизни».

 

После проведения согласительного совета начался вечерний пленум. Преобразователь и Полигон напрямую обвинили депутатскую команду в деструктиве и непонимании происходящих процессов.

В ход пошли нарисованные картинки с катками и деревьями. Стихи про асфальтовые катки и т.п. картинки и смыслы депутатского деструктива. Игра начала сорганизовываться против депутатов. В своем докладе депутаты объявили о пяти приоритетных направлениях бизнеса во время кризиса. После чего мы выдали свой доклад осмысленной соорганизации ресурсов команды в бизнес проект, входящий в эти приоритеты. Один из депутатов не выдержал и сказал: «Вы ж помните, в чьем присутствии вы задумали ваш проект». На следующий день по непонятным причинам он с еще одним депутатом из команды «13» уехал с игры. фото 1, фото 2.

 

Утром прогуливаясь по базе размышляя о природе современной украинской власти увидел на стеклах комнаты в которой работала группа «13» наклеенный обратной стороной рабочий плакат. Надпись гласила «найти способ удержать власть». Вот почему в нашей стране ничего не получается. Эти люди думают только о сохранении своей власти, а не о развитии государства. То же самое они делали и в игре. Сохраняли свою власть и могущество.

 

Утро вновь началось с методологической лекции игротехников. После чего участники игры продолжили общение в формате круглого стола без депутатов. Оскорбленные депутаты начали замысливать контратаку вовлекая в свою сферу часть команды «Час Ч». Удерживать «Час Ч», которая искала пути к какому либо самовыражению было бессмысленно. На пленуме в 15 30 мы провели соцопрос по наиболее перспективным видам деятельности на ближайшие пять лет. «Час Ч», как и раньше рисовал, «Преобразователь» и «Полигон» рисовали сложные социосхемы. Удивил разве что только депутатский корпус. Они выдали схему захвата власти чужим правительством. Да… кризис. Пугать было уже поздно. Хотя возможно загоняли обратно «Час Ч». фото 1, фото 2.


К вечеру ситуация ухудшилась еще более. Депутаты выдали плакат о двух мирах, которые не понимают друг друга. На плакате были изображены ботаник и энтомолог. Каждый рассматривал свой объект. фото 1.


Хотя в сущности они сказали правду о себе. Нынешняя власть видит себя отделенной от народа. У них свой мир, у всех остальных свой мир – как это банально. Интересно, к концу четвертого дня они поняли, что происходит или все еще продолжают пребывать в иллюзии своего могущества?

 

Спокойное утро последнего дня не предвещало его крайне бурного завершения. Все началось с того, что депутаты, каким то образом все-таки переманили на свою сторону команду «Час Ч», назначив свой круглый стол поверх назначенного нами круглого стола. Это уже стало похожим на какое-то сопротивление.

 

Когда мы начали наш круглый стол появился лидер  из «Час Ч» и начал размазывать наш доклад явно работая на «13». Примененная к нему технологию исключения из разговора оказалась крайне эффективной. Через пять минут он убежал на альтернативный пленум «13» и «Час Ч». фото 1.

Мы спокойно проводили свой пленум время от времени слыша из другой аудитории взрывы смеха. В какой то мере, это было неприятно. Но через пару часов коммуникаций команд «Сталкер», «Преобразователь» и «Полигон» с «Час Ч» ситуация разрешилась для депутатов самым неприятным образом. Оскорбленные очередным использованием игроки из команды «Час Ч» согласились на предложение самостоятельно вызвать на поединок лидера депутатской команды против лидера команды «Преобразователь».

 

Результат был предопределен заранее. Отказ лидера депутатской группы от поединка означал только одно. Полную потерю репутации перед участниками игры. 

 

Это была кульминация игры. За одним столом, на который мы торжественно водрузили табличку «Круглый стол» схлестнулись в яростном поединке два центра силы в игре. Описать эту схватку словами практически невозможно. Два опытных управленца перед всей игрой доказывали свое превосходство. Жаль в игре не успели провести голосование за победителя – хотя может это и к лучшему… Игра должна созидать, а не разрушать. фото 1.

 

Игра «Ключевые команды-3» завершилась. Какие основные выводы:

 

Первый – власть можно изменить, даже слабыми силами. Существуют такие механизмы, которые сильнее желания власти самосохраниться, законсервироваться, заблокировать жизнь вокруг для собственного выживания.
 

Второй – в одиночку достигнуть такого результата, который был получен в игре КК-3 невозможно. Для этого нужна профессиональная и сыгранная команда. Несколько раз наша команда балансировала на грани катастрофы. Ошибались все. Но нам хватило терпения и уважения друг ко другу, чтобы остаться командой, сгладить взаимные недостатки и успешно выжить в сверхагрессивной атмосфере игры «Ключевые команды-3», хотя мы обладали самым малочисленным человеческим ресурсом.

 

Третий – политику и власть в Украине нужно, как можно скорее сделать более профессиональной, более социальной, более эффективной. Большинство политологов считают критическим для Украины 2011 год. Этот год, за которым находиться черта невозврата Украины к высокоиндустриальному государству с эффективным управленческим менеджментом, с наукоемкими технологиями, с эффективной геополитикой. После 2011 года Украина может окончательно превратить в разменную монету в игре Запада и Востока, потому что не будет тех, кто сможет эффективно защищать ее интересы в современном глобализированном и уже заново трансформирующемся мире.


07.04.2009
Южный центр политического консультирования

Опубликовано впервые: http://www.scpc.org.ua/igra_kk_3.html

Комментариев (0)
Добавить комментарий: