Вход
e-mail:
Пароль:
 
  Забыли пароль?
 Методология в России Вход Регистрация Архив сайта

Цитата месяца

«Однажды я заметил Райху, что у меня есть определение счастья. Он поднял брови, посмотрел на меня насмешливо и спросил, как я это понимаю. Я ответил: «Счастье есть осознание роста». Его брови опустились, и он прокомментировал: «Неплохо».

                                                                                       А.Лоуэн «От Райха к биоэнергетике»

 

Колонка редакции

Содержание журнала

Summa

Версия для печати

Попов А.А.

Поколение прорыва

ИДЕОЛОГИЯ РАБОТЫ

 

I.          Ключевое понятие нашей работы – практика как то, что присуще и многим другим гуманитарным проектам в России.

Однако практика – это не только апробация технологии в рамках деятельности.

Для нас практика:

1.     задаёт онтологию (реальность бытия)

2.     является основой самоопределения и жизнестроительства (sellbstbestimmung)

3.     стимулирует активность, целеустремленность, направленность (habitus).

 

«Поколенческая практика» - это социокультурные явления, в которых сменяются эти три составляющие.

 

В нашу эпоху невозможно полностью сменить практическое поле, всегда остаётся неизменная норма, а в истории можно найти немало примеров социальных извращений, которые были следствием полной смены практического поля: отказ от родителей, убийство (например, образ Раскольникова у Достоевского), уничтожение собственной нации (ГУЛАГи), насильственные эксперименты с идентификацией, евгеника. Этот деструктивный ряд можно было бы продолжить, однако уже понятно, что для того, чтобы сохранить культурную сущность эпохи нельзя, «нажимая на одни клавиши» не оберегать другие. Наша эпоха - эпоха ментального разнообразия, конвергенции и толерантности и сегодня технологически некорректно и неверно говорить о программировании поколенческого слома/перелома[1].

 

Нужно указывать зоны поколенческих прорывов – тех практик, через которые возникают новые, но не отчужденные люди. По форме это могут быть и протесты, и жертвоприношения собой, и определенная профессиональная направленность, ненависть – но только в определенном практическом поле. Иначе после победы придется уничтожить не только проигравших, но и победителей (см. уроки Большого террора в СССР как уничтожение «поколения победителей»).

 

Далеко не каждая сфера может стать пространством поколенческого поля. Параметры оценки поколения возможны лишь в сфере эпохальных актуальных практик и технологий. При этом в предыдущей истории поколение было равно «колену» (семи годам), а теперь время сжимается, и мы видим как некоторые технологии (например, IT) делают людей существенно различными в интервале 3-4 лет. Мы видим, как при жизни одного физического поколения меняются геоэкономические эпохи и даже переоформляется сфера интимности (Гидденс) и сущность церкви (Хабермас).

 

Итак, параметром оценки поколения/поколенческой практики является появление новой схемы организации фрагмента человеческого бытия (социо-культуры) и новых антропотехник работы с собой, со своим внутренним экзистенциальным миром.

 

 

II.         Этимологически термин «Поколение» является однокоренным словом – «колену».

      «    Это то, что сгибаемо, что позволяет нам продвигаться, двигаться в жизни. Если вы держали в руках Библию и заглядывали в Ветхий Завет, то вы знаете, что «поколеном» или «коленом» назывались не возрастные группы, а Семьи» (Генисаретский).

 

      То есть поколение – это группа людей разного возраста, но имеющая общего предка.

У нас, конечно же, нет Семей в таком понимании.

 

Дифференциация поколенческих групп может выглядеть следующим образом:

1) семьи входящие в состояние Семей – становящиеся, ещё не вышедшие на путь самоопределения. Базовый процесс – самообеспечение;

2) семьи, ориентированные на мейнстрим современной ситуации;

3) семьи, существующие вне каких-либо исторически оправданных контекстов, ориентирующиеся на принадлежность к социальному классу;

4) либеральные семьи, ориентированные на веер возможных, но высоких результатов;

5) стратегические семьи, способные иметь и понимать собственную специфику.

 

Отсюда социально-поколенческая дифференциация может выглядеть как набор следующих групп:

1)    массовая группа потребления;

2)    конъюнктурная группа;

3)    протестная группа;

4)    самореализующаяся (творческая) группа;

5)    пассионарная группа.

 

Очевидно, что поколенческие практики существуют во всех перечисленных группах[2].

      Тем не менее, группы не перестают быть очень разными.

            Вторая – самая многочисленная, вырабатывающая схемы организации общественных структур.

      Третья – маргинальная, ориентированная на смену социальных норм.

            Четвертая – ориентирована на собственные творческие эксперименты, на душевный комфорт, на самореализацию.

            Пятая - элитная (по самоопределению), существующая в более сложных контекстах знания, культуры и, соответственно, индивидуалистская и малочисленная.

 

III.                   Для каждой из этих групп должна существовать своя поколенческая позитивная идеологема. В качестве гипотезы можно сформулировать типы позитивных идеологий позиционирования:

 

      Группа 1: «Массовая»

            Пребывание в поисках схем прорыва из безресурсной социальной ситуации. Обладают огромной энергетикой, являются образцом формирования массовых поколенческих стереотипов.

 

      Группа 2: «Конъюнктурная»

Развитая аналитическая компетенция, менеджерская ориентация. Прогрессисты. Внедряют новые стандарты организации деятельности.

 

Группа 3: «Протестная»

Социально-психологический слой, признающий идею социальной справедливости, поддерживающий наиболее сильные субкультурные образования. Является основной массой для наполнения  поколенческих движений.

 

Группа 4: «Творческая»

Антропоцентризм, совпадение личного блага со всеобщим благом (отождествление). Духовный конформизм. Игнорирование социальных контекстов и ограничений. Примат творческой деятельности. Презрение к чиновникам и политикам.

 

Группа 5 «Пассионарная»

Наиболее рефлексивный и крайне редкий слой. Идеология, характеризуемая осознанной увлеченностью Делом. Готовы обсуждать Призвание и Предназначение, но более ориентированы на развитие определенной сферы практики и занятие позиции в деятельности.

 

Из этого можно сделать вывод о том, какие типы социальных технологий, образовательных практик, образов досуга переносят эти группы:

 

Группа

Социальные технологии

Образовательные практики

Образы досуга

1.Массовая

Встраивание в электоральные и потребительские технологии

 

Доступные постсоветские образовательные институции.

 

В потенциале – массовый тренинг (вменяемости)

Развлекательное потребление. Мода. Экспериментальные пробы разнообразия жизни. Любовь. Коммуникативные наблюдения.

2.Конъюнктурная

Технологии построения карьеры

 

Ориентировка на  заданные стандарты, либо престижные университеты страны. Озабочены резюме.

 

В потенциале – тренинговое обучение управлению.

Деловой досуг. Имитация «этикетных форм» светской жизни.

Корпоративные стандарты совместного досуга.

Познавательные формы, путешествия.

3. Протестная

Альтернативные социо-культурные формы: субкультура, интернет-позиционирование, легкий экстремизм. Технологии социального Движения.

 

Игнорирование формальных институтов образования. Интернет-образование. Специальная литература. Практики в профессиональных сферах

 

В потенциале – тренинговое обучение социальной политике и PR

Социально-коммуникативный досуг.

Игровые ролевые формы досуга.

Участие в общественных событиях

4. Творческая

«Технологии индивидуальности» - капитализация собственного имени

 

Встраивание в специальные факультеты и мастерские.

 

В потенциале – обучение на тренера своего мастерства

 

Досуг свободного творения. Создание произведения – аутопоэсис.

Альтернативное творчество.

5. Пассионарная

Технологии эзотерических сообществ: научных школ, орденов, религиозных групп, …

 

Индивидуально-образовательные стратегии-конфигураторы – где формальные институты не являются ведущими. Выявление «тайного знания» -  знания миссии.

 

В потенциале – тренинги по конструированию реальностей (будущего)

Поисковый досуг. Расширение горизонтов собственного мировоззрения.

Выход за границы (рамки) убеждений своего сообщества.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

 

I.                    Отвечая на вопрос, с каким поколением (с поколением каких практик) для нас актуально сегодня работать, необходимо определить базовую проблематику, характерную для создания актуальной ситуации. По всей видимости, это идея конкурентоспособности нашей цивилизации, т.е. конкурентоспособность технологий организации жизни с точки зрения Русского мира. Причем такая постановка вопроса и темы лишь отчасти может показаться избитой и уже банальной. Мы же ставим её не просто актуальной, а «поколенческой». Причем такой ракурс должен превратить идею конкурентоспособности русского мира из глобальной в повседневную и личную. И наоборот - личные размышления человека о собственном будущем могут выливаться в воспроизводство глобальной рамки.

 

Несколько слов о глобальном контексте.

России (также как и Китаю) суждено быть Империей. А это означает, что любой гео-проигрыш, геоэкономический, геополитический, геокультурный приводит к определённой потере имперской позиции[3]. Имперская позиция характеризуется наличием:

- нации

- великого языка

- большой священной территории (Земли)

- мирового религиозного центра

- определенной народной ментальности…

- практик, в которых нация является бесспорным мировым лидером.

 

Индивидуальный контекст связан с жизненной ставкой на вхождение в определенные практики (при наличии самоопределения).

 

Как видим, Россия сегодня дважды непрактическая страна.

Во-первых – внутри страны, не понятно чему (и кому) нужно, можно и должно служить, посвящать жизнь. Все сферы практически нивелированы, обесценены, а успешность никак не может вырваться из теневой экономики и цинизма. Быть «кем-то» стало не модно. Тотальный геоэкономический проигрыш привел к технологическому параличу. Отсюда появляются не практики, а муляжи – и мы видим массовый отказ от самоопределения внутри сферы, в угоду к вхождению в схемы распределения и, в лучшем случае, к карьерному росту.

Во-вторых – на мировой арене, Россия не является сегодня лидером определенных практик и технологий, за исключением определенных видов вооружения для третьих стран.

 

Такая двойная непрактичность актуализирует как никогда поколенческий вопрос – действительных контекстов для самоопределения нет!

Контекст самоопределения необходимо конструировать, т.е. создавать условия дл актуализации реальности значимой практической сферы. В этом и есть базовая технологическая рамка поколенческой работы.

 

 

II.                    Теперь необходимо выделить логику перехода в имперскую ситуацию с помощью поколенческой энергетики и поколенческой работы. Очевидно, что логика Восточной Европы нас не устраивает, поскольку это очевидный переход из советской ситуации в придаток западной экономики, в периферию западного мира. При этом, естественно, нельзя игнорировать заимствования с особыми инновационными схемами соорганизации и синхронизации.

Следует учесть, что ядром практического является технологическое. Однако технология еще не есть практика. «Стратег не тот, кто знает, как строить корабли, а тот, кто знает когда и сколько кораблей необходимо строить» (древнегреческая мудрость).

Безусловно, можно обучиться на Западе «как строить корабли». Но при этом следует учесть, что есть и свои традиции «строительства», например в России есть:

- Инженерные школы;

- Литературные и театральные традиции;

- Киноискусство;

- Практики управления и территориального освоения;

- Физико-математические открытия;

- Педагогические инновации;

- Уникальные способы общинной соорганизации;

- Практики русских единоборств.

 

К сожалению, глобальной внутреннеполитической ошибкой эпохи Путина является         тотальное игнорирование человеческого потенциала 140-миллионного населения             России. А внутренняя политика является, прежде всего, социальной политикой. Она     же, в свою очередь, осталась политикой сдерживания человеческого потенциала, по             типу базового действия – социальным вспомоществованием и социальным попечительством; по типу субъекта социальной ответственности – патерналистской            моделью с элементами общественной модели, а по типу участия государства –       административной политикой.  Здесь еще рано говорить о каких-либо практиках   капитализации человеческих ресурсов. Поколенческая же политика должна как раз         акцентироваться на создание человеческого капитала как национального богатства.

 

      Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие направления поколенческой       политики, поколения, с которыми нужно работать:

1.      Новое поколение управленческой мысли и менеджмента.

2.      Новое поколение практик развития человеческих ресурсов.

3.      Новое поколение произведений искусства и культуры.

4.      Новое поколение научных разработок.

 

 

III.                   Система схем современного поколения связана со cхемами прорыва. Причем идеология прорыва, в той или иной степени, близка всем  поколенческим группам. Причем прорывы тоже имеют некоторую дифференциацию: личностно-компетентностные переходы, социальные лифты, экономические схемы, открытия …

Прорыв становится уникальной нормой жизни. А выработка таких схем прорыва в сфере своего самоопределения и может стать содержанием поколенческой работы. С одной стороны, эти схемы прорыва будут являться технологиями участников, а с другой стороны, начнут определять жизнедеятельностный каркас поколения – формировать онтологические ответы. В этот момент необходимо будет оформлять и закреплять систему возникающих понятий, а затем описать и язык «поколения прорыва». Распространение такого языка, его социализация, впоследствии институциализация закрепит поколенческую миссию новых россиян в масштабе минимум первой половины XXI века.

Конечно же, необходимо провести соответствующие исследования и обзоры, но по первым наблюдениям «язык прорыва» сегодня существует среди китайской молодежи, и также по наблюдениям - отсутствует в западной Европе.

 

Идея прорыва (в различных смыслах и уровнях) превращается в соответствующую национальную поколенческую идею для разных слоев населения. При выработке схем прорыва выяснится необходимость в появлении групп прорыва – команд. Причем желательно, чтобы в команду вошли представители всех поколенческих групп (см. часть «Идеология. III»), тогда самоопределенческая растяжка создаст реальный механизм – схему организации необходимого фрагмента жизнедеятельности. Соответственно схема-механизм должна быть устроена позиционным образом, позиции в свою очередь должны быть отработаны в системе тренингов и имитационных игр.

 

В заключение этой части необходимо отметить, что при реализации поколенческой работы, прежде всего, следует четко ответить на вопросы о современности. «Что современно знать?». «На что современно надеяться?». «Во что современно верить?» (почти как у Канта). И, в конце концов, «В чём современная ситуация?» Молодежь, как и дети, одновременно доверчивы и одновременно чувствительны к искажениям и умозрительным спекуляциям. Поэтому решение вопроса «В чём современная ситуация?!»  - может стать ключевым при запуске таких работ.

 



[1] А для того, чтобы сделать поколенческий слом достаточно, например, послать на войну большую часть населения, где будут убиты 70%, а оставшиеся 30% придут новым поколением

[2] Первая группа также может вырабатывать, так называемые поколенческие инстинкты – массовые габитусы.

[3] Особняком стоит вопрос, за счет каких ресурсов сохраняется имперская позиция. Как известно, в России мировое позиционирование, во многом осуществлялось за счёт экономии на собственном населении.

Комментариев (1)

Жданухин Дмитрий Юрьевич (5 января 2008)

Интересная статья (энергичная и емкая), но у меня возникло несколько вопросов:
1) автор пишет: "параметром оценки поколения/поколенческой практики является появление новой схемы организации фрагмента человеческого бытия (социо-культуры) и новых антропотехник работы с собой, со своим внутренним экзистенциальным миром". Мне кажется, что это, скорее, характеризует не поколение, а намного более масштабные явления. Действительно, со сменой поколения могут изменяться некоторые антропотехники и т.д., но эти изменения не носят настолько резкого характера (по крайней мере обычно). Что же меняется от одного поколения к другому обычно, если не брать слом всей общественной структуры как в России?
2) не совсем понятно с самим "поколением". Что это все таки? семья-род или все-таки хронологически определенная группа? Если семья-род, то как быть с тем, что эти образования (не в современной России, но много где) пронизывают века и насчитывают много поколений в обычном смысле этого слова.

Добавить комментарий: