Вход
e-mail:
Пароль:
 
  Забыли пароль?
 Методология в России Вход Регистрация Архив сайта

Цитата месяца

«Однажды я заметил Райху, что у меня есть определение счастья. Он поднял брови, посмотрел на меня насмешливо и спросил, как я это понимаю. Я ответил: «Счастье есть осознание роста». Его брови опустились, и он прокомментировал: «Неплохо».

                                                                                       А.Лоуэн «От Райха к биоэнергетике»

 

Колонка редакции

Содержание журнала

Communicarium / События / Онтология. Другой. ("Семейная игра" - 2007)

Версия для печати

Рефлексивные заметки Дмитрия Жданухина

Дмитрий ЖданухинДмитрий Жданухин

Директор по развитию Центра юридического сопровождения бизнеса/Центр ЮСБ (Коллекторское, судебное и юридическое агентства) (г. Москва)

 

На мероприятии Школы культурной политики П.Г.Щедровицкого я был первый раз. Видимо поэтому первое, что бросилось в глаза – это наличие определенной традиции, Школы, которое проявлялось во взаимопонимании людей различных возрастов и профессий, а также масштабной, обращенной и в прошлое, и в будущее программой деятельности. При этом длительное знакомство между собой части приехавших на игру не порождало какой-то четкой клановости и снобизма. Вместе с тем определенные неписанные правила и традиции все же существуют, и это мне удалось почувствовать в достаточно полной мере, когда происходило разделение на группы.

В связи с тем, что никто долго не проявлял активности, а каждая такая ситуация кажется мне возможностью для собственных действий, мы с Максимом Оссовским, который тоже в первый раз участвовал в Игре, создали свою группу с громкой темой «Коммуникация» (эта тема можно сказать потом стала проклятьем, а другой стороны, стимулом работы группы, т.к. участникам трудно было договориться об общем понятии коммуникации).

Работа в такой малой группе, с одной стороны, обеднила в части количества и качества материала в рамках групповой работы, но, с другой стороны, дала возможность общаться достаточно интенсивно и активно получать информацию от других групп.

В ходе Игры для меня особо интересны были фильмы, как пример естественного, можно сказать, отчасти бессознательного творчества, привнесенный в большей частью искусственный мир Игры. Мне показалось, что некоторые фильмы произвели большее впечатление, чем другие. Например, фильм про мальчика, который хотел переделать мир (а также стал основным героем итогового доклада группы «Вызов Другого») – «Заплати другому» (Pay forward).

По итогам Игры с учетом заключительных тезисов П.Г.Щедровицкого, мне показалось, что большинство групп успели рассмотреть только первую половину предложенной изначально программы, т.е. обсудить кто или что есть Другой, какие варианты встречи с ним возможны, ограниченность разума при контакте с Другим, а в стороне остались вопросы конфликта, цены единства и т.д.

Лично для меня одним из самых важных результатов стало наблюдение в группе различных режимов работы.  Первый можно назвать «работой в понимании», когда все получаемые сведения сразу на основе приблизительной похожести, связываются с уже известным и некритически используются для построения каких-либо текстов на заданную тему. Я понял, что очень часто сам работаю в таком режиме и увидел его ограничения (приходится часто возвращаться назад, иначе построенная конструкция будет далека от реальности и/или непонятна другим). Можно сказать, что я встретился с собой как с Другим из другого времени, при чем времени важного для меня, связанного с неудачным с некоторых точек зрения участием в своеобразном ОДИ-Школе лекторов под руководством С.В.Попова. В рамках же этой Игры я больше работал «в непонимании», т.е. критически подходил к собственным мыслям и предложениям других участников группы.

Еще Игра для меня запомнилась пополнением коллекции ответов адекватных происходящему вокруг. Особо интересной оказалась следующая история. Рассказывает мой коллега по игровой группе, который пришел в офис газеты и увидел, как его товарищ разговаривает с какой-то старушкой, которая явно не в своем уме. Она ему что-то объясняет, а он вместо прекращения разговора начинает аргументировано и подробно задавать вопросы по сути бреда. Наконец старушка не выдерживает и говорит супер-фразу: "Я Вам сейчас ответить не могу, но вот тут у меня (лезет в сумку) есть Орфографический словарь. В нем все слова есть! и я их только в предложение составлю и Вам отвечу...". Возможно, есть разные Другие, с некоторыми из которых у нас один Словарь, а с другими разный.

 

Комментариев (0)
Добавить комментарий: